Янина Вехтева: интервью с дизайнером

Об источниках вдохновения, чувстве юмора и поисках индивидуального стиля


НП: Первый вопрос о мотивах летней коллекции 2014, чудесные человечки на платьях. Расскажите о них, пожалуйста.  

ЯВ: Абсолютная случайность, как и всё в коллекции. Вообще всегда, во всех коллекциях каждый раз собирается букет из прекрасных случайностей. Человечки созданы по мотивам южно-африканской наскальной живописи. Идейным вдохновителем стала моя подруга Даша Давыденко, замечательный графический дизайнер. Изначально была тема прозрачности: тема теней, наложений, наслоений, отражений, как вот на доске - это самая главная картинка (на фото - справа, в верхнем углу. - Н.П.) Стоит человек, и на него падают тени. Пионы, которые рисовала Мария Анисимова, тоже замечательный художник, – это как бы те самые падающие тени.

НП: То самое платье, которое я сейчас фотографировала на двери?

ЯВ: Да. Это пионы, несколько разреженные. То есть в самом начале была фотография, а от неё всё и покатилось.

НП: В зимней коллекции у вас были вещи с объёмным вязаным горошком, накладной  вязаный воротник у пальто. Мне это безумно нравится: с одной стороны, некой самоиронией, потому что горошки смешные, с другой стороны – это что-то новое, когда рисунок выходит из плоскости, переходит в объём. В летней коллекции – человечки, которые покинули принт и тоже завоёвывают третье измерение. Это тренд?

ЯВ: Интересно, что вы видите в этом тренд! Может, действительно это такой бессознательный ход. Потому что при создании коллекций я конкретно об этом не думала. Думала о красоте и гармоничности подаваемой темы. Красиво, и ничего с этим не поделаешь. Хорошо, когда тебе что-то хочется потрогать, что-то ощутить в вещи. Мне кажется, я делала исключительно с этой целью и мыслью. Когда ты на себя надеваешь эту вещь и по горошку проводишь руками – это приятно. Исключительно из тактильных побуждений. Здорово, когда вещь доставляет тебе тактильное удовольствие.

"Одежда сама по себе – это не та база, которой ты руководствуешься; это всего лишь предметы, которые помогают тебе реализовать твои мысли, это материал. Мысли же гораздо глубже".   

НП: Кстати, о чувстве юмора в связи с одеждой. Важно ли быть серьёзным, на ваш взгляд, дизайнеру, или тому, кто носит его вещи?

ЯВ: Нет!

НП: Думать: «Я делаю крутые серьёзные вещи». Когда у человека есть чувство юмора, и он его совершенно сознательно допускает, или бессознательно, не снижает ли это его авторитета? Бывают же иконы стиля. У кого больше шансов остаться в истории, запомниться людям: тому, кто обладает чувством юмора, или тому, кто нет?

ЯВ: Недавно прочитала интервью с Полом Смитом. Как раз о том, что бесшабашность уходит, растворяется, и все настолько зациклены на коммерческом успехе своих коллекций, что просто уж тоска какая-то. Бесшабашных дизайнеров уже можно заносить в Красную книгу, настолько эти личности стали редкими.

Чувство юмора – это необходимый элемент, необходимый двигатель для меня лично. Потому что если этого нет, это скукотища, трясина.

НП: И есть риск стать по-настоящему смешным, смехотворным.

ЯВ: Шут – не наша профессия, но чувство юмора необходимо, чтобы оставалась способность удивлять и привлекать. Иначе болото, серость. 

НП: Ваша одежда на меня, потребителя, производит впечатление интеллектуального продукта: ваши модели необычно скроены, гармоничны и небанальны по цветовым решениям, есть необычные детали. Я тут фотографировала с разных ракурсов удивительные карманы, большие кнопки, и при этом эти детали не выглядят «сбоку бантик», они как бы естественно вытекают из вещи. Всё это – как хорошая литература. Если учесть смелость замысла, деликатность воплощения и юмор всего в целом – получатся рассказы Тэффи. Они же очень хорошо сделаны. «Неживой зверь» – это рассказ, пожалуй, не из смешных, но я всегда вспоминаю его как образец совершенно удивительного стиля. То есть это такое большое литературное явление. Но – кто знает Тэффи по-хорошему?

ЯВ: Я начинала читать Тэффи, что-то она у меня не пошла.

НП: Тогда простите за параллель.

ЯВ: Ничего страшного. Параллель с литературой интересная.

НП: Вопрос на самом деле вот про что: очень красиво, очень здорово, очень необычно и с юмором, но мы прекрасно понимаем, что Тэффи читают не все. То есть нет ли в этой самой уникальности препятствия для маркетингового успеха, для продаж?

ЯВ: Конечно, есть! Разумеется! Но тут уже… Самое главное, какие ты цели перед собой ставишь. Какого ты видишь перед собой потребителя. Для начала это просто слова, мыслеформы, но стоит однажды сформулировать, дальше это начинает воплощаться.
И эти люди приходят друг за другом. Сарафанное радио, Фейсбук – неважно. Они молниеносно находятся. И быть не таким, как все, не иметь какого-то коммерческого успеха, понимать, что да, ты чем-то жертвуешь – нормально. Просто у тебя другой путь, все придет, но придёт не сразу.

"Проводить какие-то границы абсолютно бессмысленно, мне кажется. Просто есть свой почерк. Я точно знаю, что по-другому сделать просто не смогу".

НП: Какие цели тогда? Какие цели у бренда «Янина Вехтева»?

ЯВ: Цели у бренда «Янина Вехтева» – продаваться. Хорошо, объёмно, масштабно, продаваться в хороших местах. Продаваться в Европе, Америке. Поэтому  мы сейчас планируем участие в разных выставках.

НП: На Who`s Next?

ЯВ: Это пока недосягаемая точка, там участие колоссальных денег стоит.

НП: Ничего, ещё не вечер.

ЯВ: Да. Зреем. Есть Mercedes Benz Fashion Week, CPM - замечательная выставка.

НП: Расскажите немного о вашей аудитории. Что это за девушка, которая носит одежду от Янины Вехтевой?

ЯВ: Само словосочетание «интеллектуальная одежда» для меня просто матерщина. Это то же самое, что говорить об одежде или о предметах интерьера: «Как вкусно». Как по мне, то нет такого понятия. Есть понятие – хорошая одежда. Есть понятие – удобная одежда. Есть понятие – внесезонная одежда, это когда одежда вне моды. Вот это для меня самое главное: когда вещь висит в гардеробе, и ты понимаешь, что ты можешь её носить, пока просто не изотрёшь, потому что её можно носить и завтра, и послезавтра, и через три года. Актуальность должна быть в элементе.

Девушка, которая носит мою одежду, это понимает. Она умеет чувствовать, видеть, анализировать. Она не без чувства юмора, при всей своей тонкости и хрупкости. Может быть таким славным бесёнком.

НП: Элегантным причём.

ЯВ: Да!

"На самом деле отношение людей к своему образу часто так поверхностно. Вот им хочется обрести свой стиль; а надо книжки начать читать для начала. Совсем не обязательно читать глянцевые журналы. Лучше в музей сходить. Просто воспитывать свои глаза для начала. И всё! И стиль придёт сам собой, сам собой сложится". 

НП: Вы думаете о ваших вещах после того, как они обрели хозяев? Есть такое: «А вдруг она будет это плохо носить, сочетать с чем-то ужасным?»

ЯВ: Ой, нет, у меня таких параной не возникало, к счастью. Я просто настолько уверена в этих людях! Когда ты действительно прописываешь то, что ты хочешь делать, у себя в голове, – то человек к тебе приходит  настолько цельный, что опасений не возникает.

НП: Это связано с выбором – всех одевать или часть, правда? Имею в виду, с тиражированием и с продажами. Дизайнер, который выпускает немного, застрахован от этого больше – к нему кто попало просто не придет.

ЯВ: Да. Абсолютно точно.

НП: Для вас как для дизайнера где проходит граница хорошего вкуса? Как работает механизм, который говорит, что вот это – очень хорошо, а вот это – ерунда какая-то? Или «убрать это отсюда, и будет нормально»?

ЯВ: Интересный вопрос. То есть как отделить плохое от хорошего?

НП: Ну в общем да. Причем и к своей работе, и к чужой, и к образам. Там же примерно один механизм, мне кажется, работает.

ЯВ: В общем-то, вкус в одежде сразу читается. В то же время, это довольно пространное понятие.

НП: Оно эксплуатируется так, что у меня и возник этот вопрос. Вплоть до того, что «на вкус, на цвет –  товарища нет», одному это нравится, другому – то, и поэтому нет никаких критериев. На ваш взгляд, есть критерии или нет?

ЯВ: Абсолютных – совершенно точно нет. Хорошая формула всё-таки «на вкус, на цвет – товарища нет». Кому-то нравится Бентли, а кому-то Мерседес, и ничего с этим не поделаешь. Это нормальные сегменты рынка. Это целевая аудитория, которую ты видишь. Для неё твой эталон, твой стиль будет иметь значение; для другой же это не будет иметь никакого значения. Проводить какие-то границы абсолютно бессмысленно, мне кажется. Просто есть свой почерк. Я точно знаю, что по-другому сделать просто не смогу.

НП: Ваши советы тем, кто хочет создать собственный стиль.

ЯВ: Не надо бояться быть разной. Потому что сразу обрести свой стиль – сложно. Это процесс мощного созревания и вообще развития личности. А там ты уже нанимай хоть бесконечное количество стилистов, это всё безнадёга и суррогат. Ну да, ты можешь вклиниться в какой-то секундный образ, а дальше будет скучно, потому что ты же растёшь. Поэтому надо меняться. Да, хорошо, когда у тебя есть свой стержень, он же образ, но стержень – это прежде всего характер, вкус, харизма. Дальше уже используются элементы, всё это выражающие. Одежда сама по себе – это не та база, которой ты руководствуешься; это всего лишь предметы, которые помогают тебе реализовать твои мысли, это материал. Мысли же гораздо глубже. 

На самом деле отношение людей к своему образу часто так поверхностно. Вот им хочется обрести свой стиль; а надо книжки начать читать для начала. Совсем не обязательно читать глянцевые журналы. Лучше в музей сходить. Просто воспитывать свои глаза для начала. И всё. И стиль придёт сам собой, сам собой сложится.

НП: Это нарабатывание библиотеки образов, чтобы было из чего складывать.

ЯВ: Да. И сам процесс станет интереснее.

НП: Если девушка хочет выглядеть хорошо в Новый год, что ей выбрать? Что актуально?

ЯВ: Я посоветую надеть этой девушке кружевное платье. Оно может быть очень разным. В последнее время у меня "кружевное" настроение. Кружева – это классно. Там есть и фактура, и объёмы, и дизайн. Даже если это просто кружевной мешок, это всё равно секси. 


(Фото платьев из новой коллекции сделаны в мастерской; фото лукбука Yanina Vekhteva FW 2013/14 из личного архива Янины Вехтевой).

 

комментарии (

0

)

* Комментировать могут только зарегистрированные пользователи